
Как помочь детям справиться с катастрофой
Ваши дети нуждаются в вас.
В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу. Семейная повседневная жизнь нарушена. У вас полно дел. Как родители вы сталкиваетесь со множеством проблем и трудностей.
Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые могут вообще ничего не понимать в ситуации, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание. Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить "тяжелые времена", будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени.
Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после события, у других – спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни. Это тяжелое время как для них, так и для вас.
Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось.
Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи. Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими вследствие катастрофы.
После катастрофы некоторые дети могут:
- огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
- могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
- стать более активными и беспокойными;
- бояться, что катастрофа повторится. Они могут спрашивать многократно: "Когда это случится вновь?";
- беспокоиться, как они смогут выжить, что может случиться с ними;
- бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
- ведут себя так, как будто они младше, чем на самом деле, могут опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
- иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
- быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
- легко огорчаться и плакать;
- чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
- чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
- отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
- пугаться громких голосов, дождя, грозы;
- не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.
Некоторые дети могут никогда не проявлять дистресса, потому что они не чувствуют себя огорченными. У других детей могут быть проявления дистресса спустя несколько недель или месяцев после события.
Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами
- Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
- Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.
- Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство? Очень полезным может быть повторение слов ребенка. Например: "Ты боишься, что...". Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.
- Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.
- Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
- Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.
- Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т.п.
- Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
- Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать.
- Если вы не справляетесь и вам нужна помощь, свяжитесь со специалистами.
1952 |
![]() |
Карен Даут, профессор Манчестерского колледжа (США)Читать отзывы |
Смотрите также по этой теме: |
Как жить после теракта или Нормальная реакция на ненормальные обстоятельства (Кризисный психолог Марина Берковская)
Пострадавшим и профессионалам: Как вести себя на месте теракта (Кризисный психолог Марина Берковская)
Ваши реакции на экстремальное стрессовое событие
Преодоление долговременных последствий посттравматического стресса (Е.М. Черепанова)
Психологическое самосохранение: советы профессионалам чрезвычайных ситуаций (Кризисный психолог Марина Берковская)
Последние просьбы
- 18.04.2025
В моей жизни было несколько случаев приставаний. Я стала с подозрением относиться к мужчинам и ждать от них угрозы. Жалею, что не было мальчиков среди друзей, но из-за хамства одноклассников не могла им доверять и до конца средней школы думала, что они все грубияны. Отношений никогда не было. Боюсь любви, дружеского общения с парнями, в то время как подруги выходят замуж. Видела в любви лишь опасность, сейчас меняю своё отношение к ней, но по-прежнему боюсь общения.
подробнее... - 18.04.2025
В детстве, когда мне было около 6-ти лет, надо мной надругались. Это происходило на постоянной основе, вплоть до моего 11-ти летия, тогда то я понимала что это не нормально, но рассказать об этом боялась кому либо, боялась что мне не поверят, отругают, выпорят за обман, да и боялась, что, этот человек который меня насиловал, может сделать ещё хуже.Помогите мне в этой ситуации, как мне жить дальше?
подробнее... - 17.04.2025
здравствуйте,меня зовут соня,мне 13 лет и я в 7 классе. у нас в классе есть один мальчик который меня задирает и применяет физическое насилие, он старше меня, но намного ниже, сегодня в школе на уроке он толкал меня в стул и обзывал, он меня ударил, наказуемо ли это в законе? куда мне обращаться?
подробнее...


