Жизнь после теракта, катастрофы. Терапия ПТСР

Как помочь детям справиться с катастрофой

Ваши дети нуждаются в вас.

В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу. Семейная повседневная жизнь нарушена. У вас полно дел. Как родители вы сталкиваетесь со множеством проблем и трудностей.

Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые могут вообще ничего не понимать в ситуации, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание. Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить "тяжелые времена", будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени.

Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после события, у других – спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни. Это тяжелое время как для них, так и для вас.

Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось.

Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи. Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими вследствие катастрофы.

После катастрофы некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
  • могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • стать более активными и беспокойными;
  • бояться, что катастрофа повторится. Они могут спрашивать многократно: "Когда это случится вновь?";
  • беспокоиться, как они смогут выжить, что может случиться с ними;
  • бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
  • ведут себя так, как будто они младше, чем на самом деле, могут опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
  • быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
  • легко огорчаться и плакать;
  • чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
  • чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.

Некоторые дети могут никогда не проявлять дистресса, потому что они не чувствуют себя огорченными. У других детей могут быть проявления дистресса спустя несколько недель или месяцев после события.

 

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами

  1. Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
  2. Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.
  3. Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство? Очень полезным может быть повторение слов ребенка. Например: "Ты боишься, что...". Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.
  4. Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.
  5. Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
  6. Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.
  7. Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т.п.
  8. Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
  9. Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать.
  10. Если вы не справляетесь и вам нужна помощь, свяжитесь со специалистами.

( 10 голосов: 3.7 из 5 )
 
1952
 
Карен Даут, профессор Манчестерского колледжа (США)
Карен Даут, профессор Манчестерского колледжа (США)

Читать отзывы

Версия для печати



Смотрите также по этой теме:
Психологическая реабилитация семей участников боевых действий в «горячих точках»
Как жить после теракта или Нормальная реакция на ненормальные обстоятельства (Кризисный психолог Марина Берковская)
Пострадавшим и профессионалам: Как вести себя на месте теракта (Кризисный психолог Марина Берковская)
Ваши реакции на экстремальное стрессовое событие
Преодоление долговременных последствий посттравматического стресса (Е.М. Черепанова)
Психологическое самосохранение: советы профессионалам чрезвычайных ситуаций (Кризисный психолог Марина Берковская)

Последние просьбы

  • 18.04.2025

    В моей жизни было несколько случаев приставаний. Я стала с подозрением относиться к мужчинам и ждать от них угрозы. Жалею, что не было мальчиков среди друзей, но из-за хамства одноклассников не могла им доверять и до конца средней школы думала, что они все грубияны. Отношений никогда не было. Боюсь любви, дружеского общения с парнями, в то время как подруги выходят замуж. Видела в любви лишь опасность, сейчас меняю своё отношение к ней, но по-прежнему боюсь общения.

    подробнее...
  • 18.04.2025

    В детстве, когда мне было около 6-ти лет, надо мной надругались. Это происходило на постоянной основе, вплоть до моего 11-ти летия, тогда то я понимала что это не нормально, но рассказать об этом боялась кому либо, боялась что мне не поверят, отругают, выпорят за обман, да и боялась, что, этот человек который меня насиловал, может сделать ещё хуже.Помогите мне в этой ситуации, как мне жить дальше?

    подробнее...
  • 17.04.2025

    здравствуйте,меня зовут соня,мне 13 лет и я в 7 классе. у нас в классе есть один мальчик который меня задирает и применяет физическое насилие, он старше меня, но намного ниже, сегодня в школе на уроке он толкал меня в стул и обзывал, он меня ударил, наказуемо ли это в законе? куда мне обращаться?

    подробнее...
  • Читать другие просьбы




Футболки с надписями

Скачать книгу Преодоление страха

Самое важное

Лучшее новое

Онлайн курс повышение самопринятия

© «Ветка ивы». 2008-2018. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vetkaivi.ru
Редакция — info(гав)vetkaivi.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru