Правильный вопрос – не «За что?», а «Для чего?»
– Является ли то, что произошло с человеком, показателем того, что он слабак?
– Статистика говорит о том, что жертвами насилия в год становятся миллионы человек в одной отдельно взятой стране. Разве это может говорить о том, что у нас миллионы слабаков?
– Но ведь многие пережившие насилие наверняка задумываются над вопросом – почему это несчастье произошло именно со мной?
– В нашем понимании существует следующая закономерность: «Если что-то произошло, значит, в этом кто-то виноват». Такое стереотипное мышление заложено в наших культурных традициях. И еще одна странная особенность – по какой-то странной причине у нас принято, чтобы жертва разделяла ответственность за происшедшее наравне с насильником.
Зацикливание на этом вопросе связано с гордостью. Поясню примером. Например, как думает девушка, если изнасиловали ее подругу. Она думает: конечно, ее изнасиловали, потому что она надевает провоцирующие короткие юбки, ведет себя вызывающе, знакомится с сомнительными мужчинами и не умеет выбрать парня, с которым пойти в ночной клуб. Причина очевидна: она дура, поэтому и попала в такую ситуацию. Но я-то умница-разумница, со мной не может такого случиться. А если все-таки случилось, то я не понимаю, в чем моя вина?! Кто-то должен быть виноват, должна же быть причина!
Обычно когда мы слышим, что пострадал другой, то мы не задаемся вопросом: по какой причине этот ужас достался подруге, а не мне? Так вопрос почти никогда не ставят. А вот когда трагедия имеет отношение непосредственно к нам, вопрос «За что?» встает в полной мере.
На самом деле, причина кроется в нашем эгоцентризме, в нашем высоком мнении о себе. Мы думаем: «Я – хороший. Со мной в принципе такого произойти не может!» А если вдруг несчастье случается, то мы пребываем в полной уверенности, что все боги восстали против нас, и этот случай – вопиющая несправедливость! Мы не хотим думать, что мы не лучше других людей. Опять же мы не хотим признать, что с нами может случиться то, что происходит с другими (смерть, изнасилование). И если все-таки насилие совершается, то человек не хочет смириться с ситуацией и осознать, что в том была воля Божья. Все люди считают себя лучше всех. И поэтому возникают эти глупые вопросы «За что мне это?», «Почему именно я?», «Чем я заслужил такое наказание?»
Кстати, в религиозных системах (в том числе и в христианской) с древних времен говорили о том, что ставить вопрос «За что мне это?» бесполезно. Вопрос стоит поставить так: «Для чего мне это?»
Поясню на метафоре.
Например, не трезвый взрослый сын просит ключи от отцовской машины. Но отец ключи не дает, а сын не хочет принять отказ. Или, например, ему не разрешили привести девушку в гости и оставить на ночь.
Глупо спрашивать в такой ситуации у отца: «За что мне такое наказание?» Вопрос нужно ставить иначе: для чего? Для того, чтобы ты не разбился, сев пьяным за руль. Для того, чтобы девушка потом не делала аборт.
Когда мы ставим вопросы «Для чего?» в религиозном аспекте, то мы имеем шанс найти понятные объяснение. Вопросы же «За что?» остаются без ответа.
Ведь если бы Бог наказывал нас по заслугам за что-то конкретное (а каждый из нас имеет огромное количество поводов для наказания!), мы были бы давно стерты с лица земли, и уже некому было бы тогда задавать этот вопрос.
– Если человек считал себя таким хорошим, что с ним не может произойти ничего плохого, естественно, что после того как это плохое случилось, у него появляются сомнения в том, что он такой замечательный. Резко падает самооценка.
– Самооценка – это то, как человек оценивает себя. Все мы оцениваем себя довольно высоко, если у нас поворачивается язык задавать вопрос: «За что?» Если бы мы считали себя грешниками, у нас бы подобного вопроса не возникало.
Приведу еще одну метафору.
Представим, что мать уходит на работу и говорит детям, чтобы они хорошо себя вели. Как только она переступает порог, появляются друзья, начинаются безобразия, вся квартира вверх дном, стены в краске, уроки не выучены. Возвращается мать и строго говорит детям: «Марш в угол!» Вопрос «За что?» совершенно неуместен, потому что нормальный ребенок и так осознаёт свою вину.
Теперь подумаем, почему же этот вопрос задается нами, взрослыми людьми? Значит, мы действительно не понимаем своей испорченности, греховности, своего реального состояния. Мы об этих неприятных для нас вещах и не думаем, пребывая в иллюзии нашей «хорошести». Так что у каждого человека самооценка неплохая: мы считаем себя достойными и уверены в том, что в принципе ничего плохого не сделали, а уж тем более не заслужили ничего такого.
В итоге после произошедшей трагедии человек страдает потому, что сломалось его мировидение. Он представлял мир другим, не таким, каким он оказался. И этот факт человека очень сильно уязвляет. Он же значительный, хороший, достойный человек! И он не может ошибаться в своих расчетах и в своем мнении! А реальность он воспринимает так, что мир, по его мнению, оказался несправедлив к нему, хорошему и прекрасному.
Это и доказательство того, что у жертвы разрушается не самооценка, а его мировидение, (т.е. представление о мире).
– Но ведь мы говорим о людях, которые начинают себя всячески винить и корить за произошедшее… Хотя, на основании вышесказанного логично предположить, что человек будет искать виноватого среди других, и никогда не будет считать виноватым себя (даже если он виноват)…
– Если говорить о женщинах, которые подверглись изнасилованию, многие из них уверены, что они сделали что-то не так. Когда насилие связано с инцестом, девушки считают себя недостойными продолжать жить – потому что, действительно, очень тяжело пережить такое предательство, и обычно инцест имеет место в раннем возрасте, когда человек еще не оценивает себя адекватно и не видит себя объективно.
Просто самооценка бывает дутая, и люди представляются себе не такими, какими они являются на самом деле. Например, молодой человек ходит в престижный институт и становится выше остальных своих знакомых, которые учатся в менее престижных учебных заведениях. У него появляется красивая машина и девушка с модельной внешностью. И он определенно кажется себе значительным по сравнению с другими. Здесь даже не самооценка повышается, а просто раздувается гордость. И когда обстоятельства, которые ведут к разбуханию гордости, исчезают, когда нарушается эта статусность, гордость сдувается, обнажая пустоту. Да, в конечном итоге оказывается, что за человеком ничего не стоит, и внутри он – пустышка. Он был интересен раньше, когда учился в престижном вузе, и папа давал ему много денег. Но теперь он никто – просто мальчик с неадекватной самооценкой.
Если мы посмотрим на святых, то увидим, что все они страдали якобы заниженной самооценкой. Они считали себя великими грешниками, были уверены, что другие спасутся, а они нет. «У меня грехов много, как песка морского», – говорили они. И, кстати, почему эти люди, которые на самом деле страдали удивительно низкой самооценкой, были так счастливы? Потому что они не придумывали, за счет чего можно подняться, а наполняли себя чем-то качественным, тем, что придавало им реальный вес. Однако поскольку эти люди видели, что идеал недостижим, они понимали свое несовершенство. А вот у нас сейчас все обстоит совсем наоборот: мы не видим своего несовершенства и заполняем себя откровенным суррогатом, уподобляясь производителям колбасы, которые делают этот продукт, добавляя туда все что угодно, только не мясо. По этой причине получив пробоину, шарик, наполненный нашей гордостью, стремительно сдувается, и мы оказываемся в кризисе и страдаем от так называемого снижения самооценки.
Я вообще считаю, что самооценка высокой быть не должна. Если человек себя высоко оценивает, он не сможет жить нормальной жизнью. Разве сейчас много таких людей, настоящих подвижников, которые действительно из себя что-то представляют? Много ли людей достаточно над собой работают, чтобы потом себя высоко оценивать? Или не высоко, а хотя бы адекватно, объективно? Нет! Никто ничего не делает. Посмотришь вокруг – никто не хочет прилагать усилия для собственного улучшения, никто не желает напрягаться, но самооценку почему-то все хотят иметь высокую.
– Вопрос «За что?» задают только неверующие люди, которые верят только в себя, или верующие тоже задаются таким вопросом?
– Настоящие верующие задают вопрос – «Для чего?» И обычно отвечают себе: «Все по воле Божьей».
Мы хотим и требуем справедливости. Например, я получил вот такое наказание или награду. Возникает вопрос: «А за что?» Когда мы получаем ответ на этот вопрос, мы можем согласиться с выдвинутым объяснением или же вольны не принять его. Здесь все просто – наказание и награду мы получаем от таких же людей как мы (пусть и более могущественных).
Но до какой степени мы можем развить уровень эгоцентризма, чтобы считать себя пупом земли и достойными определять внешние ситуации в нашей жизни, катастрофы? Некоторые хотят даже взять себе право решать, кому и когда умирать. До какого «масштаба» нужно вырасти, чтобы диктовать свою волю Богу, одновременно «лишая» Его права вмешиваться в события нашей жизни? Почему нельзя принять план Божий и понять, что при проявлении Его воли нет места подобным вопросам?
Давайте представим боевые действия. Идет бой, и командир одному подразделению дает задачу держать огневой рубеж, а другому – окапываться на другом рубеже (относительно безопасном в настоящее время). Разве здесь уместно задавать вопросы «Почему наше подразделение будет подвергаться опасности, а другое – нет?», «За что нашему батальону такое наказание?», «Чем солдаты нашего взвода заслужили направление на огневой рубеж?», «Видимо, генерал на нас обиделся, и поэтому он им дает такое задание…»
На самом деле, ничего подобного. Просто существует задача, которую нужно выполнить. И вопрос «За что?» при решении этой задачи неуместен. В такой ситуации следует задавать вопрос «Для чего?» Ответ – для того, чтобы держать оборону на одном рубеже, а в это время укреплять другой. Никаких личных претензий нет.
У нас же к Богу именно такое отношение. Но такие вопросы все равно остаются без ответа, и задавать их Всевышнему неуместно. Гораздо разумнее поставить вопрос немного иначе – «Зачем мне это?», «Для чего мне было послано это испытание?»
Но очень часто постановка вопроса в русле «Для чего мне это?» кажется людям кощунственной по отношению к ним. Они же считают, что не заслуживают такой ситуации ради «чего-то там». И можно понять человека, который переживает катастрофу огромного масштаба, находится в кризисном состоянии и не хочет усугублять свое состояние вопросами о смысле испытания. Однако некоторые люди идут еще дальше. Они не только не хотят искать «для чего» даны эти ситуации, но и становятся на путь обиды на Бога, богоборчества. Обычно так ведут себя прочитавшие, что Бог разными способами пытается привести людей к Себе (известно, что по большей части вера разгорается после переживания трагедии). Они могут заявлять: «Если Бог таким жестоким образом хочет привести меня к себе, то у Него это не получится. Я не приду!»
– Но для чего человеку противостоять и сопротивляться Богу?
– История человечества – это история борьбы с Богом, начиная с падения Денницы и заканчивая современностью. На каждом новом этапе эта борьба начинается снова, и все повторяется в очередной раз: «Я не приму Его решение!», «Я категорически не согласен с Его волей!» Мы на всех этапах своего существования демонстрировали бунт, отказывались подчиняться и отстаивали свои свободы. Бунт, который оправдывается вопросами на уровне: «А почему я?», «А зачем это мне?», «Я крайний что ли?»
Все мы помним из школы, когда учительница, обращалась к одному нашему однокласснику «Иванов (Петров, Сидоров и.т.п.), сегодня ты пойдешь отвечать к доске». И сразу начиналось неудовольствие: «А чего я?», «Почему меня?», «Почему других не вызываете?» И столько негодования и обиды слышалось в голосе. А помните, как в любимом фильме «Джентльмены удачи» герой Крамарова: «А чего Косой? Чуть что – сразу Косой!». Вам никого не напоминает этот герой? Не так ли мы ведем себя перед Богом?
А если человек не может смириться, то начинается переход человека к состоянию богоборчества. Неужели мы не понимаем, что этот бунт бесполезен? Победить Бога невозможно! И чем больше человек бунтует, тем вероятнее его провал. А все начинается именно с этих слов: «А почему я?», «За что мне?» В этих вопросах содержится явная претензия – «Почему ко мне отнеслись несправедливо?»
И кому мы адресуем свой вопрос? Никому иному, как Богу! Вы же не будете спорить с этим? Мы не к прохожему обращаемся со своим вопросом, и не к милиционеру, так ведь? Вы даже не подойдете и не спросите: «Товарищ лейтенант, не подскажете, почему меня изнасиловали?».
Вопрос «За что?» сознательно или бессознательно вы адресуете Абсолюту. И сам по себе этот вопрос является бунтарским. К примеру, у Вас на фирме впервые будет проходить трансформация отчетности МСФО, и вы столкнетесь со многими трудностями. И здесь без квалифицированных опытных специалистов не обойтись. Это выражает претензию о несправедливости, допущенную в отношении к Вам, величественному Человеку. Да, мы все внутри ощущаем себя важными и кричим всеми своими фибрами «Попрошу с моим мнением считаться! Я ведь себя не на помойке нашел!»
Если человек не хочет сделать себе еще хуже, вопрос «За что?» вообще нужно исключить. Ни у кого из нас нет такого величия, чтобы Господь Бог снизошел до объяснений мотивов для нашего вразумления. Во-вторых, мы все прекрасно знаем, что Бог – бесплотен. Поэтому вопрос все равно останется без ответа. А наша бунтарская позиция и попытка разобраться с Богом ничего кроме вреда нам не принесет.
И, в-третьих, зачастую вся наша жизнь проходит в удовольствиях и постройке прогнозов на будущее. Но Бог хочет спасти нас, помочь нам повернуться к свету и отказаться от греха. Поэтому иногда действительно Бог сострадая нам, попускает нам скорби (любому нормальному родителю не доставляет радости наказывать ребенка, но приходится это делать ради самого ребенка, его воспитания, его будущего) А человек на это реагирует самым неподходящим образом: он встает в позицию бунтаря и заявляет: «Все равно я не обернусь и не приду к тебе! Не хочу быть с тобой! Не хочу любить тебя!»
И можно смело сказать, что у такого человек скорби будут продолжаться до тех пор, пока он не придет в себя и не перестанет задавать глупые вопросы. В частности этот пресловутый вопрос «ЗА ЧТО?»
© Vetkaivi.ru
Связаться с автором: Хасьминский Михаил Игоревич
25307 |
Кризисный психолог Михаил ХасьминскийЧитать отзывы |
Смотрите также по этой теме: |
Травма может сделать вас сильнее (Священник, психолог Андрей Лоргус)
Последние просьбы
- 18.11.2024
Через пару месяцев мне будет 18 лет, когда мне было 14 меня изнасиловали, это был вожатый в детском лагере, который был на 8 лет старше меня. Я очень испугалась и не смогла его от себя оттолкнуть, после этого было психологическое насилие от него, человек очень сильно привязал к себе эмоционально. Я не знаю, что мне делать очень боюсь с кем-то об этом говорить, подскажите пожалуйста что можно сделать.
подробнее... - 18.11.2024
Мою маму летом в соседнем дворе затащил к себе в подвал и изнасиловал пьяный бомж. Маме 58 лет, сейчас беременная, на третьем месяце. Этот бомж уже много женщин изнасиловал, и все нет на него управы.
подробнее... - 17.11.2024
Здравствуйте. С самого детства меня постоянно унижали, оскорбляли и били в школе. Все начилось с первого класса и продолжается по сей день. В большинстве меня обижают мальчики и не один- два человека чтоб вы понимали, а компания, состоявшая из 9-10 человек. Я уже начала думать о суициде.
подробнее...