Как выжить в тюрьме

Как сохранить достоинство в тюрьме

Интервью с отцом Константином Кобелевым, старшим священником храма Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме. Храм открылся в 1991 году, в нем служил самый известный тюремный священник Глеб Коледа.

 

— В тюрьме, на зоне человек попадает в крайне тяжелую, стрессовую обстановку, и особенно если он попадает туда впервые, он не знает, как себя вести, чувствует себя бессильным как перед коллективом заключенных, так и перед администрацией, будучи готовым как к физическому, так и к психологическому насилию, и не знает, что этому противопоставить. Как сказано, «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», и «все мы ходим под Богом». Любой из нас может оказаться в такой ситуации. Как бы вы посоветовали себя вести?

— Да, безусловно, это очень тяжелый момент, когда человек выдергивается из обычной его жизни. Не обязательно человек, попадающий в тюрьму, является уголовником. Преступникам, наверное, легче попадать туда, потому что они уже готовы, они уже знают, что и как там будет… Но кроме преступлений, к сожалению, очень много различных путей там оказаться. И часто бывает, незаслуженно люди туда попадают, абсолютно неожиданно для себя. В любом случае, это, конечно, стресс большой. Человеку может показаться, что все кончено, как говорится, что жизнь оборвалась, прекратилась. Отец Глеб Каледа это называл остановкой.

В этой ситуации человек обязательно должен в этих условиях найти какую-то опору для себя. Найти себя здесь вот, в тюрьме. Поэтому получается, что кроме церкви, кроме Бога, реальных путей поддержки трудно найти.

— А чем в этой ситуации может помочь Бог и Церковь?

— Ну, Бог может помочь абсолютно в любой ситуации, вопрос в человеке, который к Нему обращается. Дело в том, что пока человек находится на свободе, он мыслит и даже воспринимает окружающий мир земными категориями и стереотипами. Человек самонадеян и уверен, что человеческие возможности почти безграничны. Он конечно слышал и даже, может быть, где-то читал, что Бог может ВСЁ, но пока человек не имел этому эмпирического подтверждения, он не воспринимал это всерьёз. Находясь в привычных условиях, он привык для решения своих задач и проблем обращаться к людям.

Однако здесь парадокс – возможности человека, кажущиеся на первый взгляд почти безграничными, оказывается, действуют исключительно в среде ему привычной и комфортной. Попав в тюрьму, человек попадает в неестественную для него среду, и дело здесь не только в окружении, дело в самой среде. Человек рожден изначально не для тюрьмы. Ведь Бог наделил его способностью осуществлять выбор, а в тюрьме он этой возможности лишен, ну, по крайней мере, в некотором смысле. Как, говорят: «свобода – это возможность выбора». Сначала, человек пытается выбраться из этой среды, используя для этого все человеческие возможности. Но когда они исчерпаны, а результат не достигнут, человек на подсознательном уровне начинает обращаться к последней «вышестоящей» инстанции – Богу.

Спустя некоторое время, человек понимает, что человеческие возможности оказались на поверку не такими уж безграничными. При этом он осознает, что жизнь его перешла в другую плоскость, где другие условия существования, другие ценности, и во многом отличные от прежних жизненные приоритеты. Человек начинает искать душевную опору, да такую, которая ещё и всегда рядом. И тут вариантов не много. У Екклесиаста сказано, что «При печали лица, сердце становится лучше». Это от того происходит, что мыслить человек начинает несколько иными категориями. Здесь важно не впасть в унынье и правильно выбрать союзника, а Бог – это Великий Союзник. Начав думать о Боге, человек начинает понимать, что абсолютно во всем, что происходит, существует причинно-следственная связь. Поняв это, человек начинает принимать над собой Божественный промысел и как следствие, становиться сильней – потому что жизненные силы, он теперь начинает черпать из другого Источника.

— Какая схема поведения может помочь сохранить достоинство и здоровье в этой агрессивной среде? Осторожная, спокойная, уважительная? Или, может быть, отдалиться от всех?

— Во-первых, не надо ничего бояться. Достоевский сказал, что: «Любой страх является следствием обмана», и на это будут обращать внимание, чтоб попытаться определить — где обман. Во-вторых, надо быть самим собой. Ни в коем случае не надо врать, пытаясь произвести на кого-то впечатление. Всё равно не получиться, но может пойти во вред. Тюрьма — вещь страшная и неприятная, но, тем не менее, люди, как говорится, живут и там.

Получается, что есть два варианта, либо человек живет по воровскому закону, либо люди, которые там оказались, придумывают что-то свое. И получается часто, что вот эта самодеятельность бывает еще хуже. В тюрьме есть такая поговорка: «Воровской закон – самый справедливый, но справедливости в нём не ищи». На первый взгляд, это иррациональность, но, тем не менее, тут присутствует и некоторая логика, и оказавшись в тюрьме, её необходимо попытаться понять.

В частности, «по понятиям» этого воровского закона, нельзя издеваться над человеком вновь прибывшим и требовать от него исполнения каких-то правил, не объяснив ему их. То есть, человек должен прийти и сказать, что я первый раз, ничего не знаю, и с него никто не имеет права требовать.

Если человек с добром относится ко всем остальным, то собственное добро ему и вернется. А если он пытается за чужой счет как-то выехать, схитрить, вывернуться, то это все в конечном итоге здесь наказывается.

Когда люди попадают в храм, когда беседуешь с ними и спрашиваешь, какая обстановка в камере, в основном говорят, что все нормально. Обычно взаимоотношения между заключенными нормальные. Но бывают такие случаи, когда человеку очень тяжело, когда над ним издеваются… В такой ситуации, наверное, нужно стараться перейти в другую камеру. Различные издевательства, которые там изобретают, являются нарушением даже этого уголовного закона.

— Отец Константин, а есть у вас примеры людей, пришедших, может быть, в очень неспокойном состоянии, которые благодаря вере, тюремному храму, улучшили свое душевное состояние?

— Такую психологическую работу мне приходится проводить постоянно. Вот пример такой: пришла на службу в храм камера, и там были, в основном, полковники…

— Полковники?

— Да. Эти люди закончили воинскую службу и после этого занялись бизнесом. Основная причина того, что они сюда попали, конкурентная борьба. То есть не столько их собственные нарушения, которые конечно бывают в жизни каждого человека, как то, что их «заказали» их конкуренты. И, конечно, эти люди были в подавленном состоянии...

Сейчас мы уже три раза в неделю служим в нашем храме. В Бутырской тюрьме примерно полторы тысячи заключенных, и не все сразу попадут в храм, потому что до пятидесяти человек выводят, а иногда поменьше. По очереди мы выводим различные корпуса. Доходит очередь до данного корпуса, и оттуда мы выводим в храм желающих.

У нас проводится исповедь, где человек кается в своих грехах. Но перед исповедью всегда стараешься провести так называемую «общую исповедь», когда перечисляются грехи, общие для всех. Во время беседы смотришь, что за люди, что их больше волнует, и этих грехам уделяешь наибольшее внимание во время общей исповеди. Беседуя с этой камерой, я понял, что они в основном очень расстроены и находятся в депрессии. Депрессия — это тоже грех, грех уныния. И вот мы подробнее разговаривали о грехе уныния, о том, как прощать обиды. Потому что человека жжет эта обида и жажда мести. Он начинает изобретать способы мести, но все это малореальное. Ему хочется наказать того человека, который его сюда засадил, а путей к этому нет, – и все это разрушительно для психики человека.

И вот приходится объяснять, что есть два варианта – либо мы будем пытаться отомстить – но много ли мы можем, сидя в тюрьме? Либо же мы переложим свою обиду на Бога. Как сказано в Библии: «мне отмщение и Аз воздам», то есть Бог воздаст за эту обиду тому человеку. Лучше отдать месть в руки Божьи, потому что по-христиански считается, что нужно любить своего врага. Но как его можно любить, когда он действительно сотворил такую подлость – и не только мне, но еще и другим людям и продолжает там на свободе это все дальше творить, – вот попробуй его полюби. К этой задаче — полюбить врага — нужно идти последовательно. И первая стадия – это оставить мысли о мести, отдать его в руки Божьи и не путаться, не мешать. Потому что Бог, допустим, разобрался бы с данным человеком, если бы мы бы с ним не пытались разобраться. А порой Бог не наказывает человека, потому что мы пытаемся его наказать.

Потом эти люди по очереди подходили ко мне на исповедь, и мы уже с ними разговаривали более подробно. А потом некоторые из них попали второй раз в храм. И они говорили: «Батюшка, в прошлый раз вот я был, действительно, помог мне такой взгляд на вещи, и теперь я уже об этом не думаю и не мешаю делам Бога». Потому что удалось себя так настроить. Один человек из них был руководителем предприятия, и ему надо было заплатить людям зарплату, а ее платить было не из чего, и он поэтому незаконно из другой статьи деньги перевел и выдал людям деньги на руки, не взяв даже себе…

— То есть по-человечески он сделал хорошее дело…

— По-человечески, он совершенно правильно поступил, а вот перед государством он совершил некий грех. Но самое поразительное в том, что кто его «заложил» в этом деле? А тот человек, которому он деньги заплатил. То есть один из его сотрудников был куплен конкурентами – и он сообщил им эту информацию. Вот за что приходится людям сидеть.

— И человек за это сидел?

— Человек за это сидит…

Другой случай, другая служба была. Там, в основном, были подозреваемые в убийстве. Там тоже разные люди бывают. Иногда человек виноват, иногда – нет. Пришел на исповедь человек, опять же он был очень расстроен и унывал. А какая была ситуация? Был у него приятель, который убил свою жену. И он когда это узнал, он на него не донес. Тогда этот приятель донес на него и сказал – это, говорит, он убил. И теперь они сидят оба. Продолжения этой истории я не знаю. Но, зная нашу судебную систему, я сомневаюсь в том, что будет справедливость, – потому что если человека посадили, то считается, что посадили за дело. За все мои служения в тюрьме один раз только человеку отменили приговор…

Ты знаешь, что ты прав перед Богом, а пытаться что-то доказать среди людей – это, практически, мне кажется, невозможно. Главное – наша правда перед Богом. А людской суд – он всегда несправедлив, к сожалению…

— То есть вы считаете, что если человека невинно осудили, он должен просто надеяться на Бога и ничего не предпринимать?

— Нет, конечно, он пытается всячески защититься, и мы это благословляем. Но при этом некоторые люди каются, они помнят, что в их жизни были случаи, когда они должны были бы сесть в тюрьму, но тогда этого не случилось. А вот сейчас они несправедливо осуждены…

— Один из выборов, который постоянно возникает в тюремной жизни, это граница, некая мера между чрезмерной податливостью и чрезмерной жестокостью. И заключенные постоянно испытывают друг друга на прочность, как хищники в лесу, которые ищут слабого, чтоб съесть его. Как для себя определить эту меру?

— Тюрьма – это все же определенный социум, где есть некая общественная «иерархия» и свои правила поведения, с которыми необходимо считаться. И эти правила поведения, сформулированы для того, чтобы попавшие туда люди, совершенно различных категорий, могли вместе существовать, причем длительное время. Анархия никому и нигде не нужна, и в тюрьме все это прекрасно понимают. Так вот, находясь в этом социуме, надо в первую очередь понять для себя – кто ты, а во вторую, дать это понять окружающим.

При этом, самое главное – быть всегда честным, порядочным и справедливым человеком. Люди, даже там, это ценят и уважают. А ещё надо быть добрым, потому, что доброта – это первый признак силы, и люди это хорошо чувствуют. В этом отношении очень поучителен мультик «Маугли», поскольку он очень хорошо в данном контексте отображает суть вопроса. Но без Бога тут не обойтись. Он и вразумит, как быть, и придаст силы.

— А насколько полно применимы в тюрьме христианские заповеди «Просящему дай» и «Ударившему по правой щеке подставь левую»?

— Все заповеди нужно применять с умом, в зависимости от обстановки. Непротивление злу тоже имеет определенные границы. Потому что, естественно, каждый человек вот должен оберегать свою честь, достоинство, здоровье…

По воровскому закону, один человек не может заступаться за другого. Там каждый должен говорить о себе. И по этому закону наказывается, если ты там за кого-то вступаешься. Но не в каждой камере так. Где-то кто-то может и защитить слабого.

— Говорят, что когда тебе угрожает насилие, ты должен ответить, защитить себя, естественно, но внутри ты должен быть мирным...

— Это хорошо сказать, но попробуйте это сделать на практике. Этот принцип используется в спортивных единоборствах. В спорте же твой противник по схватке не является личным врагом. Но можно и к жизненной ситуации научиться относиться так вот, по-спортивному.

— А где та грань допустимой самообороны, когда мы защищаем себя от насилия, чтобы не стать самому насильником?

— Главное – сочувствовать людям, которые вокруг тебя. Чего не хочешь себе – не делай другому.

— Скажите, а если человек сидит очень долгий срок, как ему быть в этой ситуации? Как ему сохранить силу духа?

— Мне приходилось контактировать с адвокатом, который вел дела пожизненно заключенных. Он рассказывал, о том, что в основном они долго не живут, пожизненные. Совесть их мучает за их все-таки злодеяния, и они быстро помирают от этого.

А мне знакомы пожизненно заключенные, которые живут долго. У нас в Бутырке есть так называемый коридор смертников, где такие заключенные находятся. Их привозят сюда для пересмотра дела или для каких-то еще нужд. И там я бываю, с ними общаюсь. Поэтому я знаю, что может человека спасти. У человека должно быть какое-то дело. А дело какое? Очень простое – молитва. И они фактически молятся постоянно, как монахи. Некоторые монахи в свое время уходили в затвор, добровольно себя заключали в такое заключение, и даже более жесткое, чем в тюрьме. Эти заключенные молятся обо всем мире, и о нас, тюремных священниках, и наших семьях…

Сейчас в Москве есть несколько человек, которые переписываются с заключенными и посылки посылают. Конечно, в этом общении с волей есть спасение, поэтому наши письма, наши посылки имеют большое значение для них. Если их лишить этого, то наверно, им будет это гораздо труднее, тем более что, многие оказались уже полностью одинокими, потому что родные от них отвернулись.

— Я поняла. И, наверное, заключительный вопрос. Тюрьма, конечно, страшное место, но что-то хорошее, именно полезное, можно оттуда вынести?

— Конечно. Опыт веры. Такой вот жизненный опыт веры в Бога и веры в свои силы вместе с Богом. Понимание того, что сам я ничего не значу, но вместе с Богом я могу что-то сделать. Если я буду молиться, если я буду держаться, стараться исполнять заповеди Божьи, буду обращаться к Нему и не приписывать себе Божьи дела, то все возможно сделать. Такой опыт бесценен.

Хорошо об этом написал поэт Александр Солодовников, политический узник советских лагерей, много лет проведший в заключении за веру:

Решётка ржавая, спасибо,

Спасибо, старая тюрьма!

Такую волю дать могли бы

Мне только посох да сума.

 

Мной не владеют больше вещи,

Всё затемняя и глуша.

Но солнце, солнце, солнце блещет

И громко говорит душа.

 

Запоры крепкие, спасибо!

Спасибо, лезвие штыка!

Такую мудрость дать могли бы

Мне только долгие века.

 

Не напрягая больше слуха,

Чтоб уцелеть в тревоге дня,

Я слышу всё томленье духа

С Екклезиаста до меня.

 

Спасибо, свет коптилки слабый,

Спасибо, жёсткая постель.

Такую радость дать могла бы

Мне только детства колыбель.

 

Уж я не бьюсь в сетях словесных,

Ища причин добру и злу,

Но чую близость тайн чудесных,

И только верю и люблю.

 

© Vetkaivi.ru


( 16 голосов: 4.75 из 5 )
 
7267
 
Священник Константин Кобелев
Священник Константин Кобелев

Читать отзывы

Версия для печати



Смотрите также по этой теме:
Как выжить в тюрьме, как сохранить себя (Владимир Андреевич Ажиппо, тюремный работник)
Не держи зла (Владимир Бовкун)
Бакланка – тюремная боевая система (Андрей Кочергин)
Насилие в тюрьме глазами очевидцев. Мемуары о тюремной жизни
Проблемы адаптации несовершеннолетних в местах лишения свободы

Последние просьбы

  • 18.11.2024

    Через пару месяцев мне будет 18 лет, когда мне было 14 меня изнасиловали, это был вожатый в детском лагере, который был на 8 лет старше меня. Я очень испугалась и не смогла его от себя оттолкнуть, после этого было психологическое насилие от него, человек очень сильно привязал к себе эмоционально. Я не знаю, что мне делать очень боюсь с кем-то об этом говорить, подскажите пожалуйста что можно сделать.

    подробнее...
  • 18.11.2024

    Мою маму летом в соседнем дворе затащил к себе в подвал и изнасиловал пьяный бомж. Маме 58 лет, сейчас беременная, на третьем месяце. Этот бомж уже много женщин изнасиловал, и все нет на него управы.

    подробнее...
  • 17.11.2024

    Здравствуйте. С самого детства меня постоянно унижали, оскорбляли и били в школе. Все начилось с первого класса и продолжается по сей день. В большинстве меня обижают мальчики и не один- два человека чтоб вы понимали, а компания, состоявшая из 9-10 человек. Я уже начала думать о суициде.

    подробнее...
  • Читать другие просьбы




Футболки с надписями

Скачать книгу Преодоление страха

Самое важное

Лучшее новое

Онлайн курс повышение самопринятия

© «Ветка ивы». 2008-2018. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vetkaivi.ru
Редакция — info(гав)vetkaivi.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru